Фотосъемка фаершоу.

    Вниманию благосклонного читателя предлагается статья, которая, по своей сути, является третьей редакцией текста «Как я снимаю пои». В статье исправлены некоторые неточности, описан свежий опыт автора в области фотосъемки огненных шоу, а так же добавлены забавные эпиграфы и красочные иллюстрации.

Введение.

тихо-тихо ползи
улитка по склону
ФудзиИсса.

перев. Алексей Андреев.

29 октября далекого 2005-го года мне посчастливилось впервые оказаться с фотоаппаратом на настоящем огненном шоу (устроенном в Москве всем известной Чучкой) по случаю праздника «Хеллоуин». Мое увлечение фотографией в то время носило весьма любительский характер. А весь арсенал фототехники состоял из продвинутой (по тем временам) цифромыльницы Canon G5 и маленького настольного штатива.

Фото 1. Хеловин, Цветной Бульвар, 29.10.2005.С тех пор я более-менее регулярно фотографирую различные огненные шоу в г. Москве и ее ближайших окрестностях. За это время мне удалось накопить некоторый опыт фотографирования огненных шоу, коим и нашел в себе силы поделиться в этой статье.

Фототехника.
Единственное что тронуло душу – это гигантские
хроматические аберрации объектива.
Цитатник фотоклуба ХЭ.


При фотографировании фаершоу я использую следующую технику:

Камеры:
Canon EOS 350D + батарейный блок Canon BG-E3
Canon EOS 40D

Вспышка:
Canon Speedlite 430EX

Объективы:
Canon EF50 f/1.4
Canon EF24-70 f/2.8L
Canon EF70-200 f/4L
Sigma 12-24 f/4.5-5.6 EX DG ASP HSM

Для начала я постараюсь описать основные достоинства и недостатки представленной фототехники, в основном с точки зрения фотосъемки фаершоу.

Камера EOS 350D.

Когда я выбирал себе фотоаппарат, то я стоял перед выбором: купить 20D с «китовым» объективом или за те же деньги 350D с EF17-85/f4-5.6. Я остановился на втором варианте и не сожалел о сделанном выборе до тех пор, пока однажды не взял у приятеля на пару часов съемки Canon 20D.

Главные недостатки камеры (в основном по сравнению с линейкой 20-30-40D) следующие:

  • Автофокус очень медленный и неточный. Помимо этого, режим AF-Servo (следящий автофокус) хоть и присутствует в меню, однако на практике в «жестком» динамичном репортаже совершенно не применим.
  • 3 кадра/сек в режиме серийной съемки для репортажа (а в особенности, для огненных плевков) однозначно мало.
  • При ISO1600 количество шумов весьма велико. При фотографировании огненных шоу я стараюсь использовать ISO800, но это не всегда возможно.
  • Камера очень маленькая и без батарейного блока держать ее в могучих мужских руках крайне неудобно. Управление, так же, оставляет желать лучшего. Главная неприятность возникает при работе в ручном режиме (а он при съемке огненных шоу основной), когда одно и тоже колесо управляет и выдержкой и диафрагмой. Для управления диафрагмой нужно одновременно с вращением колеса нажимать на кнопку, на которую палец обычно не попадает, норовя либо подсветить жк-экран, либо переключить камеру на режим съемки с задержкой в 2 секунды, что при съемке репортажа исключительно неуместно.

Батарейный блок Canon BG-E3.

Лично мне очень нравится только по одной прозаичной причине: с ним намного удобнее держать камеру в руках. Впрочем, возможность зарядить в камеру сразу два штатных аккумулятора (или 6 формата АА), нельзя считать излишней.

Камера EOS 40D.

Эта камера появилась у меня сравнительно недавно, в январе 2008 г. С ее появлением Canon 350D перешел в разряд «мыльниц-на-каждый-день». Стоит, между прочим, отметить, что с этой функцией 350D справляется идеально, и теперь малые размер и вес камеры оказались ее неоспоримыми преимуществами.

На момент написания этого текста камера 40D вполне оправдала возложенные на нее надежды. Система управления, основанная на двух колесах после некоторого привыкания (примерно 3-4 динамичных репортажа) оказалась очень удобной. 6.5 кадров в секунду в режиме серийной съемки вполне удовлетворяют мои потребности. Автофокус, хоть и не идеален, но намного точнее, чем у описанной выше 350D. Кроме того, с появлением этой камеры, я наконец-то понял, для чего нужен режим следящего автофокуса и все репортажи теперь фотографирую именно в этом режиме. Очень удобно и то, что шаг изменения чувствительности (ISO) у Canon 40D составляет 1/3 ступени.

Вспышка, Canon 430EX.

Самая обычная вспышка, простая и удобная. Когда я приклеил к ней липучку и вырезал самодельный отражатель из пластиковой канцелярской папки, она стала незаменимой вещью в моем фотохозяйстве. По сравнению со старшей моделью (580EX) немного дольше подзаряжается, слабее пыхает, а так же ее хватает на меньшее количество кадров в серии. Платить за ликвидацию этих недостатков в два раза больше денег я посчитал неразумным, о чем всерьез ни разу не пожалел.

Фото 2. Вспышка Canon 430 EX с пластиковым отражателем.

Телеобъектив, 70-200 f/4L.

Замечательный объектив! Отличается потрясающей резкостью при всех значениях диафрагмы, а так же сравнительно небольшим весом и размером. При нормальном дневном освещении ни о чем большем мечтать не приходится, но для съемки фаершоу он слишком темный. А отсутствие стабилизатора не позволяет успешно использовать выдержки длиннее 1/100-1/150 с. Однако, используя вспышку, мне удавалось добиться с этим объективом неплохих результатов. Кроме того, он отлично подходит для съемки огненных плевков (причем с безопасного расстояния).

Фото 3. Театр Огня Феникс. Флама. Пл. Яузские Ворота, 01.09.2006.
Canon 350D, EF70-200/4L, F4, 1/125 c. ISO1600, вспышка с отражателем.

Полтинник, EF50 f/1.4.

Этот объектив отличается незаурядным соотношением цена/размеры/светосила. А так же «звенящей» резкостью при f/2.8 и больше. На камере с кропнутой матрицей он превращается в типичный «портретник».

Основной недостаток вытекает из его преимущества – отсутствие зума. Помимо этого, несмотря на бленду (я вообще все свои объективы использую только с блендой), неоднократно замечен мною за ловлей отвратительных зеленых зайцев. На открытых диафрагмах «мыльноват». Но светосила! Если необходимо хоть что-то снять в темноте, то, включая «зуммирование ногами», полтинник не имеет доступных альтернатив. В общем, полтинник – это тот самый лом, против которого нет приема. Кроме того, именно с полтинником автофокус обеих моих камер работает точнее и быстрее всего. Возможно, это связанно с хорошей светосилой объектива и малой массой группы фокусировочных линз.

И еще немного из области более тонких материй. Вообще-то объектив с фиксированным фокусным расстоянием, по определению, не очень удобен для репортажной съемки. Однако, большую часть удачных фото огня мне удалось получить именно с этим объективом. Как и почему? Ответить на этот вопрос однозначно я не смогу. То ли, дело в постепенно развивающейся у меня «фиксозависимости», то ли «полтинник как бы дисциплинирует» © ( Степан Комаров ) и заставляет больше думать о композиции кадра. Но, так или иначе, это факт.


Фото 4. Театр Огня Феникс. Бахрама. Клуб им. Джерри Рубина 1.03.2008.
Canon 40D, EF50/1.4; F2.0 1/50 c, ISO1000.

Штатник, Canon EF24-70 f/2.8L.

Самый дорогой, тяжелый и респектабельный объектив в моем арсенале. На открытых диафрагмах мыльноват. Но, начиная с f/4, становится не хуже полтинника. Подходит, в общем, для всех видов съемки. Иногда мне не хватает с ним широкого угла. В глубине души мечтаю о камере с полноразмерной матрицей, с которыми все встанет на свои места. Для съемки фаершоу, он второй по удобству, после полтинника. А в ситуациях, когда света достаточно даже предпочтительнее.

Широкоугольник, Sigma 12-24 f/4.5-5.6 EX DG ASP HSM.

На самом деле, на камере с кропнутой матрицей этот объектив не очень нужен, поскольку у «Кенона» существует отличный EF-S 10-22 f/3.5–4.5, примерно за те же деньги. Я купил Сигму исключительно с прицелом на полный кадр, там альтернатив с подобными фокусными нет. Объектив выделяется отличной геометрией, а так же обилием хроматических аббераций и замыливанием по углам кадра. Кроме того, этот объектив не очень хорошо держит яркий контровый свет. Но на f/8 по резкости выглядит вполне прилично. Для съемки огненных шоу применять его довольно сложно. Главным образом, из-за его низкой светосилы. Возможно, с этим объективом можно поэкспериментировать при съемке плевков. Когда мне захочется острых ощущений, я обязательно это попробую.


Фото 5. Театр Огня Феникс, Женечка.
Фестиваль Огненных Театров Eastfire, Харьков, 25.05.2008.
Canon 350D, Sigma 12-24 f/4.5-5.6 EX; F7.1 1/400c, ISO400, вспышка.

Хочется отметить, что представленный маленький обзор ни в коей мере не направлен на рекламирование фототехники фирмы Canon. Так уж сложилось, что я стал обладателем фотосистемы именно этой фирмы. Я уверен, что внимательный читатель сможет без труда найти похожую технику у прочих именитых производителей и легко проведет соответствующие аналогии.

Практика фотосъемки фаершоу.
Разница между хорошим и средним снимком –
это вопрос нескольких миллиметров.Анри Картье-Брессон.

Охота на огненного дракона (плевки).

Тут важно поймать момент и правильно передать фактуру пламени. За первый пункт отвечает серийная съемка и реакция. У меня, обычно, получается по 5-7 кадров в серии (в режиме 6.5 кадров в секунду). А реакция отлично тренируется регулярными упражнениями в CS 1.6.


Фото 6. Болотная площадь, 25.05.2007.
Canon 350D, EF50/1.4; F4.0 1/1600 c, ISO800.

Для того, чтобы структура огня была показана правильно, обычно я фотографирую плевки с такими настройками: f/2.8-4 1/800-1/2000 с., ISO400-800. Раньше я иногда использовал вспышку с «синхронизацией при короткой выдержке». Но вспышка нужна только для того, чтобы подсветить плевальщика. На огонь она, естественно, никак повлиять не может. Сейчас я вообще отказался от этой затеи и фотографирую плевки без вспышки.


Фото 7. Павел_Сокол, пл. Яузские ворота, 18.08.2006.
Canon 350D, EF17-85/4-5.6; F5.6 1/2000 c, ISO800, вспышка.


Что касается ракурса, я бы разделил все фото плевков на две категории. В первом случае фотограф пытается сделать так, чтобы весь факел поместился в кадр (охота на огненного дракона). Для этого хорошо подходит штатный объектив и полтинник.


Фото 8. Ёж, Болотная площадь, 25.05.2007.
Canon 350D, EF50/1.4; F4.0 1/1000 c, ISO800.

Во втором случае фотограф, (нередко, вооружившись телеобъективом) снимает плевальщика крупным планом. Пытаясь при этом запечатлеть выразительную гримасу поистера во время плевка.


Фото 9. Трорин. Болотная площадь, 11.04.2008.
Canon 40D, EF70-200/4; F4.0 1/800 c, ISO400.

У меня съемка происходит следующим образом. Я вижу человека, который, набрав в рот керосин, собирается плюнуть. В этот момент я быстро переключаю камеру в нужный режим. У камеры Canon 40D есть очень удобные «пользовательские режимы», один из которых у меня настроен именно для съемки плевков. Сфокусировавшись на голове плевальщика, я спокойно наблюдаю за ним и в нужный момент нажимаю на кнопку спуска. Если плевальщик движется, то задача усложняется: в этом случае очень помогает режим следящего автофокуса. При кадрировании следует учитывать направление плевка и оставить в кадре место для него.

Кроме того, следует помнить, что далеко не весь керосин при плевке сгорает. Некоторое его количество, в виде аэрозоли, рассеивается в воздухе и попадает на любопытного фотографа, а так же на переднюю линзу его объектива. Поэтому, при съемке плевков желательно поставить на объектив защитный фильтр.

Портреты.

Снять качественный портрет поистера с огнем – это, по моему мнению, самая сложная задача для фотографа. Главная проблема, с которой приходится сталкиваться это неточная фокусировка камеры. Понятно, что в идеальном случае, в фокусе должны оказаться глаза и лицо поистера. Но на практике получить такой портрет очень трудно. И дело здесь не только в некачественной автоматике камеры и недостаточной квалификации фотографа (что, безусловно, тоже имеет место). Темнота, сумасшедший свет, постоянное движение поистера с огнем и крайние значения диафрагмы, при которых ГРИП минимальна, приводят к тому, что примерно 2/3 кадров, вполне удачных по композиции и правильно отэкспонированных оказываются нерезкими из-за ошибок фокусировки. С появлением у меня 40D процент резких кадров, заметно возрос, но принципиально проблему это не решило.

В сообществе ru_poi есть несколько человек, которых почти не могу сфотографировать в танце с огнем из-за того, что они двигаются слишком быстро. А если изредка мне это и удается, то только благодаря случайному попаданию автофокуса и гигабайтам удаленных нерезких кадров.


Фото 10. Клевая Галка, Пустые Холмы 2008. Калужская обл. 14.06.2008.
Canon 40D, EF50/1.4; F2.2 1/160 c, ISO1000.

Стандартные параметры при съемке портретов такие: ISO800-1600, f/2.0-4, выдержка 1/50-1/250 с, режим съемки серийный, фокусировка в следящем режиме. Огненные шоу я всегда снимаю в полностью ручном режиме (М). Конкретные значения экспопары и чувствительности подбираются «по месту» исходя из собственного опыта, смутных показаний экспонометра и перманентного контроля отснятого по жк-экрану.

Обычно, при темном фоне удачные портреты получаются, когда экспонометр показывает от -1,5 до -2 ступени экспозиции, но это довольно условно. В некоторых хорошо освещенных переулках в центре Москвы, фон светлый. Тогда показания экспонометра должны быть близки к нулю. Огонь при съемке портретов всегда оказывается пересвечен. Слишком велика разница в яркости между огнем и лицом поистера. К сожалению, мне неизвестны способы как сделать кадр так, чтобы фактура пламени сохранилась, и лицо было освещено в достаточной мере. Ключевое значение имеет яркость лица поистера. Ошибки экспонирования других частей кадра не так заметны. При определении экспозиции следует обращать внимание, что по мере горения яркость поев уменьшается, поэтому выдержку нужно постепенно увеличивать (либо приоткрывать диафрагму).


Фото 11. Realsnitch, пл. Яузские ворота, 31.10.2006
Canon 350D, EF50/1.4; F2.0 1/125c, ISO800.

Как правило, я стараюсь снимать пои пока они яркие – в первые 1-1.5 минуты горения. Использовать выдержку больше 1/50 с можно, но только если поистер неподвижен, либо двигается очень медленно. Выставлять диафрагму больше f/2.0 имеет смысл только в крайних случаях, когда света категорически не хватает. Т.к. при этом «глубины резкости просто нет» (© Коля У ), и количество попаданий в фокус очень мало.

Раньше, когда я снимал огненные шоу на камеру Canon 350D, я использовал фокусировку по центральной точке в режиме «one shot». Все эксперименты с ручной фокусировкой, а так же фокусировка в следящем режиме удачных результатов не давали. С появлением Canon 40D я стал использовать режим «следящего» автофокуса (ai servo), и все репортажи (не только с фаершоу) теперь фотографирую только так. Иногда я использую боковые точки фокусировки, переключая их джойстиком. Существует мнение о том, что боковые точки не столь точны как центральная точка. Я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть это утверждение. Но, если нет особой необходимости, я все же стараюсь использовать центральную точку.


Фото 12. Театр Огня Феникс. Клима. Шукинская, 27.10.2007
Canon 350D, EF50/1.4; F2.5 1/100c, ISO800.

При фотографировании портретов можно использовать вспышку. Для того, чтобы вспышка «не убивала» свет от огня, я выставляю на ней либо компенсацию -1, -2 ступени, либо в ручном режиме на мощность 1/64, 1/32. Конкретные значения подбираются экспериментально, с учетом расстояния до крутящего. Если мощность вспышки выставляется в ручном режиме, то при изменении расстояния до объекта съемки ее необходимо регулировать.


Фото 13. Дриада, Фестиваль Огненных Театров Eastfire, Харьков, 25.05.2008.
Canon 350D, Sigma 12-24 f/4.5-5.6 EX; F7.1 1/500c, ISO400, вспышка.

Главная проблема, которая возникает при использовании вспышки, это несоответствие цветовых температур света вспышки и огня. Из-за этого поистер, подсвеченный вспышкой получается бледным, а огонь — с сильным завалом в красный цвет. Исправить такое несоответствие средствами фотошопа трудно. Кроме того, огненные шоу обычно проводятся на открытом воздухе. По этой причине невозможно использовать «вспышку в потолок». А если направить вспышку «в лоб», то ее свет уничтожает тени и портрет теряет объем. Отражатель хоть и уменьшает этот эффект, но лишь отчасти и только при фотографировании с близкого расстояния (3-4 м). По этим двум причинам в последнее время я отказался от использования вспышки и стал довольствоваться только тем светом, который испускают горящие пои.


Фото 14. Коля У, Фестиваль Огненных Театров Eastfire, Харьков, 24.05.2008.
Canon 40D, EF50/1.4; F4 1/1000 c, ISO400.
Простое везение – чужая вспышка, случайно подсветившая модель сбоку, создала очень интересный эффект.

Довольно интересных результатов можно добиться при использовании двух вспышек. К сожалению, на момент написания этой статьи опробовать метод фотосъемки огненных шоу с двумя вспышками как следует, мне не удалось.

В тех скромных экспериментах, которые мне удалось осуществить в роли основной (ведущей), вспышки использовалась Speedlite 580EX, а в качестве второй (ведомой) Speedlite 430EX. При этом 580EX, играла роль синхронизатора, не давая светового импульса при экспонировании. Ведомая вспышка выдавалась ассистенту и использовалась как боковая, либо как контровая.


Фото 15. Ain-raelin. пл. Яузские ворота, 03.05.2008
Canon 40D, EF50/1.4; F3.5 1/250c, ISO1000, контровая вспышка.
Ассистент – Комаров Степан (вспышка).

Пиропои.

Фотографировать пиропои довольно сложно. Помимо упомянутых выше проблем, при фотографировании пиропоев возникают еще две. Во-первых, любая пиротехника горит значительно быстрее обычных поев. Во-вторых, при горении пиропоев образуется огромное количество дыма, который уменьшает контрастность снимка, а так же, усложняет фокусировку.

При фотографировании пиропоев следует помнить о том, что обычно они горят ярче обычных поев. Получить красивый кадр легче в несколько первых секунд горения пиропоев, пока дыма не очень много.


Фото 16. Театр Огня Феникс. Клима. Хеловин, парк на Щукинской, 31.10.2007
Canon 350D, EF50/1.4; F2.8 1/125c, ISO800.

Огненные цветки.

Для того, чтобы получить качественный огненный цветок, необходим штатив и пульт (тросик). Стандартные параметры при фотографировании цветков примерно такие. ISO200-400, f/5.6-8.0, выдержка 1/2-2.5 сек. Точные значения зависят от яркости фона и скорости вращения поев. Желательно заранее договориться с крутящим о фигуре цветка, выбрать фон, и ракурс.


Фото 17. Безмозг. пл. Яузские ворота, 19.05.2006
Canon 350D, EF17-85/4-5.6; F7.1 2 c, ISO400, штатив, пульт.

Обработка.

Я то как раз за фотографию как выражение
своей мысли – то есть за фотошоп.Цитатник фотоклуба ХЭ.

В этом разделе речь пойдет об некоторых тонкостях обработки цифрового изображения (файла) с помощью компьютера.

При фотографировании огненных шоу сохраняю фотографии в формате RAW. Возможности формата RAW в разы шире, чем JPG. Я настоятельно рекомендую фотографировать огненные шоу (да и все остальное тоже) в формате RAW. Я обрабатываю файлы с расширением RAW с помощью программы Adobe Lightroom v.2.0.

Главная тонкость, и она же — преимущество при работе с форматом RAW, (применительно к фотосъемке фаершоу) это возможность выставить желаемую цветовую температуру, после того как кадр уже сделан. Правильная цветовая температура подбирается экспериментально, для каждого кадра. Обычно ее значения укладываются в диапазон 2200-3300K. Конечно, подбирать цветовую температуру для каждого кадра в отдельности – занятие весьма трудоемкое, но результат того стоит. Главным критерием при выборе цветовой температуры для меня является цвет огня (не слишком холодный) и цвет человеческой кожи. При таком подходе задний план часто получается с сильным завалом в синеву. Если огненное шоу проходит в освещенном месте, то такой фон негативно сказывается на восприятии фотографии, и приходится искать разумные компромиссы. Если же фон на фотографии темный, то можно добиться желаемого результата. А отдельные элементы на заднем плане, (фонари и огни машин), при необходимости можно просто убрать в программе «Photoshop» (например, инструментами «healing brush» или «clone stamp»).


Фото 18. Театр Огня Феникс, Бахрама, 04.05.2008
Canon 40D, EF50/1.4; F2.5 1/160c, ISO1250. ББ 2700К.

Обычно, при выставлении цветовой температуры я стараюсь добиться подходящих цветов, чтобы на последующих стадиях обработки править их не пришлось. Однако, сделать так удается не всегда. В этом случае, помогает поканальная коррекция уровней. Это можно сделать как в программе «Photoshop», так и в RAW-конвертере.

Поскольку, при фотографировании огненных шоу, как правило, приходится использовать большие значения чувствительности, количество шума на фотографиях, велико. Для борьбы с шумом, при конвертации RAW приходится выставлять значения шумоподавов на максимум. Помимо этого, нередко приходится еще использовать фильтр «Reduce Noise» в программе «Photoshop». Впрочем, если фотографии всего лишь публикуются в интернете, излишне увлекаться подавлением шума не имеет смысла. Поскольку, после всех махинаций с файлом, все равно придется делать resize, при котором значительная часть шумов сама по себе уничтожится.

Часто бывает необходимо исправить некоторые погрешности экспозиции. Это можно сделать при конвертации файла из RAW. Но следует помнить, что при увеличении экспозиции, уровень шума в тенях значительно возрастает.


Фото 19. Ворсон. Фестиваль Огненных Театров Eastfire, Харьков, 24.05.2008.
Canon 40D, EF50/1.4; F2 1/100c, ISO1000. ББ 2700К.

При публикации фото в сети, имеет смысл немного увеличить контраст снимка. Кроме того, все свои снимки я заключаю в рамки. Самая простая рамка делается инструментом «Canvas Size», но даже она значительно улучшает впечатление при просмотре фотографии.

Для того чтобы выложить фотографию в сеть, ее необходимо сжать и уменьшить в размере. Я использую инструмент фотошопа «Image Size», выставляя, как правило, 800 точек по длинной стороне. При сохранении файла я выставляю значение Quality равное 10. Обычно, размер конечного файла не превышает 200 Кб, что вполне приемлемо.

Помимо этого, я всегда ставлю на публикуемые в сети фотографии свою подпись. Все, что появляется в свободном доступе в интернете, сразу же перестает быть собственностью автора. Конечно, от незаконной публикации в печатных (и непечатных) СМИ подпись на фотографии не спасет.

Зачастую всякие сайты забирают фотографии с чужих персональных страничек и используют их для своего оформления. При этом авторство указывают далеко не все. А уж до информирования автора фотографии о том, что его фото выложены там-то, снисходят единицы. Поэтому, зачастую получается так, что единственным указанием авторства фотографии может послужить маленькая оригинальная подпись в углу кадра. Как правило, администраторы сайтов ленивы и без особой необходимости не станут от нее избавляться.


Фото 20. Honkytonk. Карандаш, сканирование, Photoshop.

Композиция.

Красота, если она настоящая — это и есть смысл.
И никакого другого содержания ей не нужно.А. Лапин.

Что можно сказать о композиции кадра при фотографировании огненных шоу? Да все то же самое, что относится к композиции во всей остальной репортажной фотографии. Фотографирование фаершоу отличается лишь обилием всяческих сложностей, связанных со скудным и непостоянным освещением, а так же быстрым и, подчас, совершенно непредсказуемым движением объекта в кадре.

Во время фаершоу приходится делать сотни кадров, из которых удачными оказываются лишь несколько. В моей практике из 15-20 кадров обычно 5-6 оказываются технически удачными, и лишь один из них публикуется в интернете.

В действительности, фотограф делает свой выбор дважды. В первый раз, когда нажимает на кнопку спуска и во второй раз, когда отбирает из кучи отснятого материала тот самый, удачный кадр. Причем, если при фотографировании динамичного репортажа на принятие решения фотографу отводятся подчас доли секунды, то при анализе отснятого материала имеется достаточно времени чтобы подумать и проанализировать фотографию со всех сторон. Поэтому, второй выбор гораздо важнее и ответственнее первого. Мало сделать удачный кадр — его нужно еще найти, увидеть, а затем правильно преподнести зрителю.


Фото 21. Дриада. Строгино, 08.09.2008.
Canon 40D, EF50/1.4; F2.2 1/125c, ISO1000.

Многие кадры танца с огнем вовсе не обязательно фотографировать в режиме репортажа. Можно просто подойти к поистеру договориться с ним и срежиссировать нужный сюжет. Некоторые поистеры нередко сами начинают позировать, когда видят рядом с собой фотографа. Конечно, есть вещи, поставить которые невозможно, или, по крайней мере, очень трудно. Но для большинства сюжетов необходимо просто проявить фантазию.

При фотосъемке фаершоу художественная составляющая фотографии достаточно велика, в то время как документальная, напротив, обычно не имеет решающего значения. Во всяком случае, для меня. Какая разница, срежиссирован ли тот или иной кадр, или же он стал результатом потрясающего и совершенно невероятного стечения обстоятельств? Гораздо важнее то эмоциональное воздействие, которое он оказывает на зрителя. Ведь самое главное в хорошей фотографии то, что она красива!


Фото 22. Театр Огня «Феникс». Клима, Наташа, Женечка. Пл. Яузские Ворота, 07.02.2008.Canon 40D, EF50/1.4; F3.2 1/200c, ISO1000.

Напоследок я расскажу о некоторых маленьких хитростях из области построения композиции при фотографировании фаершоу.

  • Cтоит следить за тем, чтобы огонь оказывался в кадре, перед лицом поистера, но при этом не загораживал его. Не очень хорошо смотрятся кадры, в которых огонь подсвечивает лицо поистера снизу. Лучше, если сбоку или сверху.
  • Огонь, который расположен очень близко к лицу поистера, как правило, уничтожает все тени и полутени. В результате, портрет оказывается довольно плоским. Если огонь находится далеко от лица поистера, то этот эффект не столь заметен.
  • Имеет смысл постараться поймать момент, когда голова поистера двигается не очень быстро и не смажется на кадре, снятом с не очень короткой выдержкой. Если смазанными окажутся руки или корпус поистера, то это, напротив, может оказаться уместно, поскольку такой эффект передаст кадру дополнительную выразительность и динамику.
  • При фотосъемке поясного портрета, важно следить за руками поистера. Срезанные руки и кисти редко смотрятся естественно. То же самое можно сказать о ногах поистера при съемке ростового портрета. Естественно, из этого правила (как и изо всех остальных) существует множество исключений.
  • Яркие огни и фонари на заднем плане могут смотреться не очень хорошо. К счастью, такие вещи очень легко исправляются при помощи современных графических редакторов.
  • Кадр становится ощутимо живее и выразительнее, если на лице поистера запечатлен его подлинный восторг и искренняя улыбка. Срежиссировать такой кадр очень сложно, необходимо ловить момент.
  • Труднее снимать опытных поистеров, которые движутся хорошо и быстро. И гораздо проще, начинающих, мимика их искреннее, а тело статично. Цинично, но факт.
  • Свободные, (не постановочные) фаершоу фотографировать проще. На площади Яузские Ворота, Болотной площади и вообще везде, где покрутон — просто покрутон, а не поставленное выступление, можно подойти к поистеру с любой стороны как хочется, нагло растолкать зрителей и кропотливо выбрать нужный ракурс. На постановочных фаершоу сцена очерчена, выбегать на нее некрасиво и не всегда безопасно. Зрители, как правило, стоят плотно и назад тоже не отступить. В результате, фотографу достается тонкая полоска пространства перед сценой, причем снимать приходится обычно «с колена», т.к. если встать в полный рост, то возмущенное ворчание за спиной не заставит себя долго ждать. Кроме того, представление обычно длится несколько десятков минут, в то время как летом на Болоте можно остаться хоть на всю ночь и фотографировать до тех пор, пока не надоест. Так что, съемка поставленных выступлений намного сложнее, динамичнее и требует гораздо более ответственного и вдумчивого подхода.

    Фото 23. Пустые Холмы 2007. Калужская обл. 11.06.2007.
    Canon 350D, EF50/1.4; F1.8 1/40c, ISO800.

Заключение.

Да прибудет с тобой светосила!
Автор неизвестен.

Разумеется, приведенный выше текст неполон по содержанию и коряв по форме. Поскольку, является не более чем скромной попыткой автора обобщить исключительно свой собственный и не очень квалифицированный опыт вольной фотосъемки фаершоу. Упрямому читателю, не поленившемуся дочитать этот текст до конца, автор желает всяческих творческих успехов, а так же советует не забывать слова знаменитого Анри Картье-Брессона: «думать следует до и после съёмки, но никогда во время неё».

Автор будет искренне рад любым отзывам, вопросам и замечаниям по поводу представленного текста, оставленным в комментариях к этому посту, либо отправленным по электронной почте на адрес: honkytonk@inbox.ru.

© Текст и фото Андрей Виноградов (Honkytonk). Москва, 2008 г.


P.S.

За помощь в написании текста и множество полезных советов автор выражает искреннюю благодарность редактору журнала «Люди ветра» Ксении Королевой.


P.P.S.

Известные (автору) фотографы фаершоу:
В алфавитном порядке!

antigona_mb
crazy_gremlin
ironka
ivga
h_tonk
kolja_y
leo_art
lilack
o_oo
sunjay604
unter_dem_meer
way_out
zeriael

Некоторые полезные ссылки:

Предыдущая версия статьи — «Как я снимаю пои II»
Калькулятор глубины резкости
Еще калькулятор глубины резкости
ХЭ – сайт с огромным количеством полезных статей о фотографии
сообщество ru_poi
сообщество ru_poi_foto

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Post Navigation

Рейтинг@Mail.ru